В данной статье речь пойдет о городе Зернограде и его, как видится мне, наиболее перспективном сценарии развития.
Все мы привыкли ругать местные администрации за беспорядок на улицах, отсутствие вакансий на рынке труда и другие проблемы. Винят всех подряд, и администрацию города и администрацию района и депутатов всех уровней, в большинстве своем не разбираясь в чьих руках те или иные полномочия.
Как-то один мой знакомый из Новочеркасска в разговоре про местную власть был удивлен что в Зернограде два "мэра" и задал мне вопрос: "Так кто же в городе хозяин?" Так может и бардак в городе из-за этого?
Фактически у нас в городе действуют две администрации. Одна - Зерноградского района, другая - Зерноградского городского поселения. Администрация Зерноградского городского поселения на своей территории выполняет лишь часть полномочий, предусмотренных Федеральным законом о местном самоуправлении. К примеру в полномочиях города находятся вопросы такие как благоустройство и ЖКХ.
Львиную часть задач на территории города выполняет администрация Зерноградского района. Это такие вопросы, как образование, здравоохранение, социальная защита населения, промышленность, инвестиции и другие. Соответственно и бюджет у района больше чем у города.
Все дело в том, что Зерноград, или говоря официальным языком, Зерноградское городское поселение входит в состав Зерноградского муниципального района наряду с восемью сельскими поселениями.
Сегодня Зерноград, несмотря на то, что де-юре стоит на одном уровне власти с сельскими поселениями, не сопоставим с ними по уровню жизни, является крупнейшим и самым развитым муниципальным образованием района. 50 процентов населения Зерноградского района - это жители Зерноградского городского поселения. Существенная доля экономического потенциала района приходится на Зерноград. Жертвуя своими же интересами город работает в угоду всего Зерноградского района.
Исторически сложилось так, что Зерноград строился и развивался в советские годы как научный и, как бы сказали сейчас, инновационный центр в области селекции растений, сельхозмашиностроения, являлся головой аграрной отрасли и кузницой профессиональных кадров для села. Свой бурный расцвет город получил именно в советские годы. Построенный с нуля поселок Зерновой в Мечетинском районе сначала перерос в город Зерноград, а затем стал районным центром.
После перестройки развитие города затормозилось. В современных условиях всё указывает на то, что действующая в Зернограде система местного самоуправления больше не подходит ему и ведет в тупик. На мой взгляд, следующий наиболее перспективный шаг для развития Зернограда сегодня это его отделение от Зерноградского района и наделение городского поселения статусом городского округа.
Почему необходимо так сделать?
Важнейшим отличием городского округа от городского поселения является набор полномочий администрации и соответственно бюджета. В российских условиях, т.н. «фискального федерализма», когда практически все муниципальные образования дотационные и зависят от перечислений из региональных и федерального бюджета, исключительную важность приобретает удаленность от бюджетов верхних уровней. Если городской округ напрямую связан с региональным и федеральным бюджетом и может проводить собственную фискальную политику, то городское поселение обязано обращаться только в муниципальный район и бюджет района.
Иерархия власти в случае с городским поселением
|
Иерархия власти в случае с городским округом
|
У сопоставимых по численности населения и уровня экономического развития городов бюджет города-городского округа в 10 раз больше, чем бюджет города-городского поселения. Разница в бюджете напрямую отражается в уровне благоустройства города, состоянии коммунальной инфраструктуры, развитии искусства и культуры и т.д.
Вторым немаловажным отличием является отсутствие полномочий у руководства городского поселения в принятии решений об участии в региональных и федеральных целевых программах, привлечении инвесторов на условиях софинансирования, фактически собственной инвестиционной и экономической политики. В условиях, когда городское поселение является поселением-донором и нет выстроенного взаимодействия между администрациями города и района, статус «городского поселения» является серьезным ограничителем развития города.
Еще одним важнейшим доводом для необходимости отделения от района с преобразованием Зернограда в городской округ является невозможность в сегодняшних условиях наделить город статусом наукограда.
Администрацией Зерноградского района неоднократно поднимался вопрос о наделении Зернограда статусом наукограда. Было немало разговоров и публикаций в СМИ, но вопрос этот уперся в федеральный закон №70, который позволяет получить статус наукограда только городскому округу, но никак ни городскому поселению каковым является Зерноград.
О возможности преобразования городского поселения в городской округ отметили в программе развития Зерноградского района на ближайшие годы. Давайте прочитаем выдержку из документа.
"Вместе с тем, существует возможность наделения Зерноградского городского поселения статусом городского округа, так как имеется в наличии сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий. Присвоение г.Зернограду статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукограда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, при этом субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Ростовской области. При наличии такой финансовой поддержки реализация данного сценария стратегии предполагается существенное развитие территории."
Не смотря на эти строчки, власти как города так и района не проявляют никаких инициатив в этом направлении, а предпочитают уповать на то, что когда-нибудь в Москве изменят в нашу пользу целый Федеральный закон и позволят поселениям становится наукопоселениями или наукорайонами. Возможно это объясняется безразличием к судьбе города со стороны местных властей, либо откровенным нежеланием заниматься этим вопросом, рассчитывая на то, что подавляющее большинство населения всё равно ни черта не понимает в местном самоуправлении и законах.
А между прочим в соответствии с действующим законодательством право инициативы по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования и упразднения поселения принадлежит:
- населению соответствующей территории,
- органам местного самоуправления,
- органам государственной власти Ростовской области,
- федеральным органам государственной власти.
То есть для реализации такого плана по преобразованию города достаточно провести референдум на всей территории района и узнать законным способом мнение населения. Прецедентов по наделению городских поселений статусом городского округа в России с помощью референдумов множество.
Конечно Зерноградский район без города Зернограда в своем составе потеряет часть своего бюджета, но также заметно уменьшатся его расходы. К тому же выделение Зернограда из состава района может дать толчок для более эффективного расходования бюджета района и более пристального уделения внимания сельским поселениям со стороны районной власти. В этом случае логичен был бы перенос райцентра на свое историческое место - в станицу Мечетинскую. Старая казачья станица, которая к тому же является родиной знаменитого конструктора-оружейника Федора Токарева и поэта Бориса Примерова, имеет немалый туристический потенциал. Вновь обретя когда-то утраченный статус райцентра, Мечетинская может получить толчок для своего развития.
Одно можно сказать, процент потерь района от отделения Зернограда не сопоставим с процентом того развития, что получит город обретя самостоятельность. Для достижения больших целей всегда нужно чем-то жертвовать.
Для справки, городов со статусом "городской округ" в Ростовской области сейчас 12. Самый большой из них Ростов-на-Дону, самый маленький - город Зверево (население - 22 тыс. человек).
Считаю, что Зерноград должен стать тринадцатым в этом списке.
Подводя итог, хочу сказать, что без всего вышеперечисленного властям района очень тяжело будет продвигать бренд Зернограда, как города науки и как инвестиционно-привлекательного города вообще. Имя Зернограда даже не фигурирует в официальных документах, в них используются размытые формулировки "Зерноградское городское поселение" и "Зерноградский район".
Вот такое мое мнение, как человека, родившегося и выросшего в Зернограде, многие годы наблюдавшего за его общественной и политической жизнью.
Автор: Alex Good
|