У каждого ребенка должна быть своя семья!
09 Апр 2015 3119 0

Ряд социально-экономических, а также организационных кризисов, потрясших нашу страну в конце XX столетия, тяжело отразился на состоянии семьи и положении детей. С начала 90-ых до начала 2000 годов рождаемость в стране катастрофически снизилась и это при том, что наблюдавшаяся отрицательная динамика сопровождалась ростом числа социальных сирот, безнадзорных, ростом численного состава детских домов и школ-интернатов.

Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни и реалий окружающего, трудности в общении там, где оно должно быть свободным, инфантилизм, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы – вот далеко неполный перечень проблем, с которыми ребенок-сирота выходит из детского учреждения в большой мир по достижении совершеннолетия. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся социальными сиротами.

Избежать этих проблем ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, поможет только непосредственный личный опыт жизни и воспитания в семье. Анализируя многолетний опыт передачи воспитанников ГКОУ РО школы-интерната V вида г. Зернограда из числа детей-сирот в семьи граждан во время каникул, сотрудниками школы был сделан вывод: даже непродолжительное пребывание в семье может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении. Ведь пребывание в семье способствует социальной адаптации детей-сирот, привитию элементарных бытовых навыков. Служит наглядным примером, образцом для построения в будущем своей полноценной семьи.

После каникул, проведенных в семье, дети возвращаются в интернат с новыми полезными знаниями, их круг знакомств и интересов расширяется и обогащается. Дети не чувствуют себя брошенными и с нетерпением ждут очередных каникул, чтобы хоть на некоторое время покинуть казенные стены. Приобретенный опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально-психологический климат в детском коллективе после возвращения детей в учреждение, способствует повышению успеваемости и активности детей в разнообразных видах деятельности.

За последние годы 3 года социальной службой школы-интерната совместно со специалистами органов опеки и попечительства Управления образования Зерноградского района было передано достаточно большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи (41 ребенок). Анализируя эти данные, мы пришли к выводу: кандидаты в опекуны охотнее берут к себе в семью девочек в сравнении с мальчиками, и есть возрастные предпочтения: дети младшего школьного возраста быстрее меняют статус сироты на «опекаемого».

На сегодняшний момент, возрастное соотношение воспитанников ГКОУ РО школы-интерната V вида г. Зернограда из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически составляет 1 к 2, причем детвора до 12-летнего возраста составляют меньшую часть. Получается, что для большинства воспитанников нашей школы от 12 лет и старше шансы быть усыновленными или взятыми под опеку очень малы. Они практически обречены до совершеннолетия оставаться постоянными жителями интерната, а в подростковом возрасте обиды и разочарования особенно остро проявляются и сильно влияют на формирование характера, на отношение к окружающему миру, на веру в милосердие общества.

Имеющийся опыт позволяет с уверенностью сказать, что благодаря даже непродолжительному проживанию в семье, ребенок усваивает представления о разнообразии социальных ролей, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представление о семейных обычаях, традициях, этикете. Постоянное проживание и воспитание детей в замещающих семьях опекунов и приемных родителей решает проблему воспитания нового поколения – будущего России, воспитание полноценных, достойных, не обремененных грузом обид и комплексов, граждан.

В соответствии с гл. 11 ст. 54 Семейного Кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, потому что только семья помогает сформировать роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решить, потому что он – личность. Вот почему в последнее время так возрос интерес со стороны Правительства Российской Федерации и региона к проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. На федеральном, областном и муниципальных уровнях приняты ряд законов и программ, главная цель которых – защитить граждан, ставших опекунами и приемными родителями, повысить заинтересованность и защищенность потенциальных «кандидатов в опекуны и приемные родители» не только материальную, но и социальную и правовую. Потому что взять ребенка в семью на воспитание – это огромная ответственность и чтобы со всей этой ответственностью справиться, государство не только берет на себя, но и повышает данные ранее обязательства по защите прав и законных интересов граждан, ставших усыновителями, опекунами и приемными родителями.

Важно, чтобы гражданин (усыновитель, опекун, приемный родитель) не оставался один на один с массой проблем, которые обязательно возникнут при взрослении подопечного ребенка, не только потому, что этот ребенок-сирота, а потому, что воспитание детей - это работа, требующая постоянного терпения, понимания, ответственности и затрат не только душевных, но и материальных. Применительно к нашему Зерноградскому району кандидаты в опекуны гарантированно обеспечены льготами и материальными выплатами в соответствие с Областным Законом Ростовской области от 22.10.2005 № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях».

Например: при открытии приемной семьи единовременно выплачивается денежное пособие на обустройство в размере около 30 тыс. руб., ежемесячно приемный родитель обеспечивается денежным вознаграждением , которое суммируется из различных выплат (за особые условия труда, на содержание ребенка, за проживание в сельской местности, на приобретение книгоиздательской продукции) в соответствии с действующим законодательством. Между приемным родителем и Управлением образования Администрации Зерноградского района заключается договор, в соответствие с которым с момента принятия в приемную семью на воспитание детей, у приемного родителя исчисляется трудовой стаж с отчислением в Пенсионный Фонд РФ. Благодаря государственной поддержке семейных форм устройства, численный состав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в ГКОУ РО школе-интернате V вида г. Зернограда, с 54 человек (по состоянию на 1сентября 2014 года) сократился до 30 человек (по состоянию на 1 апреля 2015 года). В настоящий момент ведется работа по передаче еще 4-х детей в замещающие семьи.

Уважаемые граждане! Если Вы чувствуете в себе душевный потенциал, но Вам не хватает уверенности в социальных и правовых гарантиях, не бойтесь проявить доброту и протянуть руку помощи несчастным детям! Вы не останетесь одни со своими проблемами, Вам обязательно помогут все социальные службы Зерноградского района, потому что это гарантированно государством. Ваш личный вклад в тяжелом и долгом деле «отогревания» детских душ не останется незамеченным.

Для заинтересованных лиц на официальном сайте ГКОУО школы-интерната V вида г. Зернограда имеется информация о детях-сиротах. Заранее благодарим и ждем Ваших обращений за консультацией и объяснениями:

- ГКОУ РО школа-интернат V вида г. Зернограда (г. Зерноград, ул. Мира, 10, тел.: 41-2-36, 38-9-24); .

- органы опеки и попечительства Администрации Зерноградского района (ул. Мира, д. 16, каб. 321, тел.: 36-1-28).

Каспирова И.А., Курочкина Н.П., социальные педагоги ГКОУ РО школы-интерната V вида г. Зернограда


Комментарии

Правила комментирования

Имя *:
Email *:
Читайте также: