Мнение. Путь развития города Зернограда
06 Июл 2014 2545 9

В данной статье речь пойдет о городе Зернограде и его, как видится мне, наиболее перспективном сценарии развития.

Все мы привыкли ругать местные администрации за беспорядок на улицах, отсутствие вакансий на рынке труда и другие проблемы. Винят всех подряд, и администрацию города и администрацию района и депутатов всех уровней, в большинстве своем не разбираясь в чьих руках те или иные полномочия.

Как-то один мой знакомый из Новочеркасска в разговоре про местную власть был удивлен что в Зернограде два "мэра" и задал мне вопрос: "Так кто же в городе хозяин?" Так может и бардак в городе из-за этого?

Фактически у нас в городе действуют две администрации. Одна - Зерноградского района, другая - Зерноградского городского поселения. Администрация Зерноградского городского поселения на своей территории выполняет лишь часть полномочий, предусмотренных Федеральным законом о местном самоуправлении. К примеру в полномочиях города находятся вопросы такие как благоустройство и ЖКХ.

Львиную часть задач на территории города выполняет администрация Зерноградского района. Это такие вопросы, как образование, здравоохранение, социальная защита населения, промышленность, инвестиции и другие. Соответственно и бюджет у района больше чем у города.

Все дело в том, что Зерноград, или говоря официальным языком, Зерноградское городское поселение входит в состав Зерноградского муниципального района наряду с восемью сельскими поселениями.

Сегодня Зерноград, несмотря на то, что де-юре стоит на одном уровне власти с сельскими поселениями, не сопоставим с ними по уровню жизни, является крупнейшим и самым развитым муниципальным образованием района. 50 процентов населения Зерноградского района - это жители Зерноградского городского поселения. Существенная доля экономического потенциала района приходится на Зерноград. Жертвуя своими же интересами город работает в угоду всего Зерноградского района.

Исторически сложилось так, что Зерноград строился и развивался в советские годы как научный и, как бы сказали сейчас, инновационный центр в области селекции растений, сельхозмашиностроения, являлся головой аграрной отрасли и кузницой профессиональных кадров для села. Свой бурный расцвет город получил именно в советские годы. Построенный с нуля поселок Зерновой в Мечетинском районе сначала перерос в город Зерноград, а затем стал районным центром.

После перестройки развитие города затормозилось. В современных условиях всё указывает на то, что действующая в Зернограде система местного самоуправления больше не подходит ему и ведет в тупик. На мой взгляд, следующий наиболее перспективный шаг для развития Зернограда сегодня это его отделение от Зерноградского района и наделение городского поселения статусом городского округа.

Почему необходимо так сделать?

Важнейшим отличием городского округа от городского поселения является набор полномочий администрации и соответственно бюджета. В российских условиях, т.н. «фискального федерализма», когда практически все муниципальные образования дотационные и зависят от перечислений из региональных и федерального бюджета, исключительную важность приобретает удаленность от бюджетов верхних уровней. Если городской округ напрямую связан с региональным и федеральным бюджетом и может проводить собственную фискальную политику, то городское поселение обязано обращаться только в муниципальный район и бюджет района.

Иерархия власти в случае с городским поселением

Иерархия власти в случае с городским округом

У сопоставимых по численности населения и уровня экономического развития городов бюджет города-городского округа в 10 раз больше, чем бюджет города-городского поселения. Разница в бюджете напрямую отражается в уровне благоустройства города, состоянии коммунальной инфраструктуры, развитии искусства и культуры и т.д.

Вторым немаловажным отличием является отсутствие полномочий у руководства городского поселения в принятии решений об участии в региональных и федеральных целевых программах, привлечении инвесторов на условиях софинансирования, фактически собственной инвестиционной и экономической политики. В условиях, когда городское поселение является поселением-донором и нет выстроенного взаимодействия между администрациями города и района, статус «городского поселения» является серьезным ограничителем развития города.

Еще одним важнейшим доводом для необходимости отделения от района с преобразованием Зернограда в городской округ является невозможность в сегодняшних условиях наделить город статусом наукограда.

Администрацией Зерноградского района неоднократно поднимался вопрос о наделении Зернограда статусом наукограда. Было немало разговоров и публикаций в СМИ, но вопрос этот уперся в федеральный закон №70, который позволяет получить статус наукограда только городскому округу, но никак ни городскому поселению каковым является Зерноград.

О возможности преобразования городского поселения в городской округ отметили в программе развития Зерноградского района на ближайшие годы. Давайте прочитаем выдержку из документа.

"Вместе с тем, существует возможность наделения Зерноградского городского поселения статусом городского округа, так как имеется в наличии сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий. Присвоение г.Зернограду статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукограда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, при этом субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Ростовской области. При наличии такой финансовой поддержки реализация данного сценария стратегии предполагается существенное развитие территории."

Не смотря на эти строчки, власти как города так и района не проявляют никаких инициатив в этом направлении, а предпочитают уповать на то, что когда-нибудь в Москве изменят в нашу пользу целый Федеральный закон и позволят поселениям становится наукопоселениями или наукорайонами. Возможно это объясняется безразличием к судьбе города со стороны местных властей, либо откровенным нежеланием заниматься этим вопросом, рассчитывая на то, что подавляющее большинство населения всё равно ни черта не понимает в местном самоуправлении и законах.

А между прочим в соответствии с действующим законодательством право инициативы по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования и упразднения поселения принадлежит:

- населению соответствующей территории,

- органам местного самоуправления,

- органам государственной власти Ростовской области,

- федеральным органам государственной власти.

То есть для реализации такого плана по преобразованию города достаточно провести референдум на всей территории района и узнать законным способом мнение населения. Прецедентов по наделению городских поселений статусом городского округа в России с помощью референдумов множество.

Конечно Зерноградский район без города Зернограда в своем составе потеряет часть своего бюджета, но также заметно уменьшатся его расходы. К тому же выделение Зернограда из состава района может дать толчок для более эффективного расходования бюджета района и более пристального уделения внимания сельским поселениям со стороны районной власти. В этом случае логичен был бы перенос райцентра на свое историческое место - в станицу Мечетинскую. Старая казачья станица, которая к тому же является родиной знаменитого конструктора-оружейника Федора Токарева и поэта Бориса Примерова, имеет немалый туристический потенциал. Вновь обретя когда-то утраченный статус райцентра, Мечетинская может получить толчок для своего развития.

Одно можно сказать, процент потерь района от отделения Зернограда не сопоставим с процентом того развития, что получит город обретя самостоятельность. Для достижения больших целей всегда нужно чем-то жертвовать.

Для справки, городов со статусом "городской округ" в Ростовской области сейчас 12. Самый большой из них Ростов-на-Дону, самый маленький - город Зверево (население - 22 тыс. человек).

Считаю, что Зерноград должен стать тринадцатым в этом списке.

Подводя итог, хочу сказать, что без всего вышеперечисленного властям района очень тяжело будет продвигать бренд Зернограда, как города науки и как инвестиционно-привлекательного города вообще. Имя Зернограда даже не фигурирует в официальных документах, в них используются размытые формулировки "Зерноградское городское поселение" и "Зерноградский район".

Вот такое мое мнение, как человека, родившегося и выросшего в Зернограде, многие годы наблюдавшего за его общественной и политической жизнью.

Автор: Alex Good


Комментарии
avatar
1
Хорошее мнение, приятно почитать грамотного гражданина.
К сожалению Ваше имя скрыто за ником, и не понятно,что конкретно Вы можете предпринять для проведения референдума......
Если Вы депутат, или один из верхушки Горсовета,то да,возможно Вы сможете предложить вынести на будущие перевыборы мэра 14.09.14 референдум жителей.
К простому народу наша власть глуха, да и активность этого простого народа,как уже много раз я упоминал на этом сайте оставляет желать лучшего.
Далее хотелось бы высказать своё мнение о судьбе города.
А оно таково,что те градообразующие предприятия,из-за которых создался город и процветал, практически прекратили существование или находятся в полуобморочном состоянии.
После наступления капитализма (а его уже не выгнать) наше сельхоз.машиностоение показало что оно не в состоянии тягаться с зарубежными брендами из-за многих факторов, как то точность производства,бюрократические волокиты в инновации изготовления/рац.предложений в области сельхозтехники.
Крупнейшие предприятия МИС,ВНИИПМЭСХ, завод ЗГА по разным и в тоже время по одинаковым причинам просто оказались за бортом,не говоря уж о таких важных для страны гигантах,как Ростсельмаш!
Впрочем как и УЧХоЗ.
Что осталось от громкого слова ЗЕРНОГРАД?
НИИЗК Калиниченко?
АЧИМСХ (АЧГАА) ???
8!!! "Магнитов" в городе и 9-й,строящийся в Селекцентре???(может Пятёрочка,не столь важно)
Магазины на 1-х этажах почти всех зданий,где более-менее есть оживленное движение?
Что "наукоградного" осталось в этом городе науки?
В то, во что город превратили "современные правители" можно исправить и в течении 1-2 лет : наконец-то доделать многострадальную ул.Мира, поставить бордюры хотя-бы на главных улицах уменьшив грязь и пыль, обязать магазины сделать парковки, убирать на них....
А вот вернуть производство, сделать город РАБОТАЮЩИМ, созидающим,что-то выпускающим кроме торговли скорее всего не возможно, дай ему хоть статус столицы хутора Ракитный!
И тут дело не в в нашем городе а в самой стране: мы - маленькое отражение сырьевого придатка.
Ну что бы это звучало не так обидно а громко - Мирового Сырьевого придатка.
В любом случае я поддерживаю Вас в Ваших рассуждениях, удачи!
avatar
0
За референдум!!!!!!!!!!!!!!!
avatar
1
И чего тут хорошего? меньше округ, меньше средств выделяется, а значит меньше возможностей.
да и тут как не крути ничего хорошего ни так, ни так не получится. Водонапорные вышки ни так, ни так не поставят, налоги снизить они не в силе. Все что они могут так это цветочки на Ленина посадить, да дома в розовый и голубой покрасить и все.
avatar
1
Еще забыли про скамеички и остановки--перед выборами красят в яркие цвета
avatar
0
Тема действительно волнует всех, поэтому наш коллектив решил обратиться с этим вопросом, напрямую, к главе Зерноградского района. Вот что ответил Виктор Иванович:
Администрацией Зерноградского района неоднократно предпринимались усилия, направленные на присвоение Зернограду статуса наукограда. Но ряд существенных объективных причин не позволил добиться положительного решения. Например, то, что в соответствии с федеральным законом от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», на который ссылается автор статьи Alex Good, научно-производственный комплекс наукограда должен осуществлять свою деятельность в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Перечень приоритетных направлений утвержден Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 и не включает в себя сельскохозяйственную науку. Но при этом мы не можем согласиться с мнением автора статьи в том, что «…статус «городского поселения» является серьезным ограничителем развития города.».
В целях софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Ростовской области, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, приобретение основных средств в муниципальную собственность, а также иных приоритетных расходных обязательств муниципальных образований, бюджетам муниципальных районов и городских округов ежегодно предоставляются субсидии из областного бюджета. Предоставляемые бюджетам муниципальных районов субсидии включают в себя средства, подлежащие передаче бюджетам поселений, входящих в состав муниципальных районов, на указанные цели. Порядок предоставления субсидий установлен Правительством Ростовской области и является единым для муниципальных районов и городских округов. Таким образом, статус муниципального образования не дает преимущественного права городскому округу перед муниципальным районом или поселением при получении субсидий. Что касается существенно большего бюджета городских округов по сравнению с городскими поселениями, следует учитывать, что в полномочия городских округов входит финансирование образования, здравоохранения, социальной защиты и др. со своим финансированием.
Обязательными условиями получения субсидий из областного бюджета для всех муниципальных образований является наличие муниципальных программ, утвержденных в установленном порядке, наличие в местных бюджетах средств, направляемых на софинансирование субсидий областного бюджета (в 2014 году уровень софинансирования для муниципальных образований Зерноградского района установлен 6 процентов), а также наличие утвержденной проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, на софинансирование которых, предоставляются субсидии и подтверждение права муниципальной собственности на соответствующие объекты.
Обращения же Администрации городского поселения по вопросам выделения областных средств через Администрацию Зерноградского района нисколько не затрудняет их получение и нее удлиняет процесс по времени. Другое дело, что средства выделенные поселениям через муниципальный район не всегда используются эффективно. Средства областного бюджета выделяются всем муниципальным образованиям, независимо от их вида.
Так же невозможно согласиться с утверждением о том, что, жертвуя своими же интересами, город работает в угоду всего Зерноградского района. Действительно, как правильно заметил автор, полномочия каждого типа муниципального образования строго разграничены федеральным и областным законодательством и исполнение городским поселением полномочий муниципального района является грубым нарушением бюджетного законодательства и не может быть допущено не одним муниципальным образованием. Следует также иметь в виду, что присвоение статуса наукогорада городскому округу в настоящее время не ведет к автоматическому увеличению финансовых вливаний. Выделенные средства должны способствовать увеличению эффективности научных исследований и вернуться в виде прибыли, а это непростая задача.
Благодарим автора за его активную гражданскую позицию и небезразличное отношение к судьбе района и его жителей. Поскольку тема действительно важна и беспокоит многих, предлагаем организовать встречу всех неравнодушных зерноградцев в очном порядке. Дополнительную информацию можно получить на официальном сайте Зерноградского района.

С уважением, глава Зерноградского района
В.И Кучеров
avatar
1
Ходят слухи что Виктора Ивановича нашего не уважают в области и что он стал главой только благодаря завоеванному когда то доверию граждан когда был мэром то пешком по городу ходил и здоровался с каждым, не иначе. Если завоевал доверие- делай для людей-видимо статус директора района взял свое, забыл он про нас.....
avatar
0
Думал узнать мнение народа, но никак не ожидал, что будет отзыв от Виктора Ивановича. Значит не зря писал на этом сайте. Действительно я не знал, что закон о наукоградах с 2011 года не включает в себя сельскохозяйственную науку. Об этом и многом другом ничего не написано на Вашем официальном сайте (на который Вы ссылаетесь), на котором чёрт ногу сломает, прежде чем что-то найдет. Не со всеми Вашими утверждениями согласен, но подробнее об этом напишу позже. Слишком непростая тема. В любом случае благодарю Вас, Виктор Иванович за отзыв.

в ответ Andre,
я не депутат и к власти вообще не имею отношения, ничего не решаю. Я согласен с Вами насчет развала науки и производства. Специально не стал поднимать эту тему в статье по причине ее очевидности и бородатости. Но "Магниты" и "Пятерочки" мне лично не мешают. Торговля сейчас развивается во всех городах, независимо от размеров и рода занятий их жителей. Но наличие хоть на всех первых этажах города магазинов не оправдывает отсутствие производства в городе.
avatar
0
Балталогия все это а не отзыв
avatar
1
Интересная мысль. А что если и правда сбросить с Зернограда балласт в виде сел и хуторов. По логике вещей от них нет прибыли только затраты. А если бы собранные с нас налоги не рассеивали по полям, а к примеру вложили в ремонт ул Карла Маркса, было бы намного полезней.

Правила комментирования

Имя *:
Email *:
Читайте также: