Нашел такую статью:
http://www.abkhaziya.org/news_detail.html?nid=10507
Через 64 года сын узнал о судьбе отца
Скоро исполнится 61 год со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Но до сих пор многим семьям на постсоветском пространстве ничего не известно о судьбе своих родных, пропавших без вести в те трагические и суровые годы. Абхазия направила на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками 55000 своих сыновей и дочерей, из которых не вернулись 17500 человек. Треть из этих 17,5 тыс. числится без вести пропавшими...
---
Хочу поведать об одной находке.
Находясь по тем или иным делам в разных городах бывшего СССР, а также в городах государств Восточной Европы, я обязательно посещаю кладбища и мемориальные комплексы, где захоронены советские воины, павшие в Великой Отечественной войне.
В ноябре прошлого года был в г. Зернограде Ростовской области (это на 80 км юго-восточнее областного центра). И, конечно, посетил воздвигнутый в 1976 году в центре города мемориальный комплекс с вечным огнем. Внимательно вчитывался в выбитые на гранитных плитах фамилии воинов Красной Армии, которые умерли в госпиталях г. Зернограда от ран, полученных в боях с немецко-фашистскими захватчиками. И вот среди этих 223 фамилий вижу «Коджария Ф.А.». Чутье мне подсказало, что это абхазская фамилия Конджария, в которой пропущена буква «н».
Поиск источника списка привел в отдел культуры Администрации Зерноградского района. Но и там значился «Коджария Ф.А.». Мне объяснили, что список взят в районном обществе охраны памятников истории и культуры.
Я посетил это общество. Его председатель, ветеран войны Г.И. Завгайло извлек из сейфа ученическую тетрадь с подробным указанием фамилий, имен и отчеств, годов рождения, воинских званий (рядовой, сержант, офицер), номеров воинской части и госпиталя (а их в Зернограде было развернуто несколько) и дат смерти захороненных. Он объяснил, что в 70-е годы, готовясь к открытию мемориала Славы, в Зернограде командировали в Военно-медицинский музей министерства обороны СССР в Ленинграде ветерана войны, ныне покойного, который и представил настоящую рукопись.
В этой тетради я прочел: Коджария Роман Антонович, рядовой 714-го стрелкового полка, скончался 26.07.42г. в хирургическом полевом подвижном госпитале (ХППГ) №217.
Это, несомненно, была первая удача в моем поиске: уточнены имя и отчество – Роман Антонович вместо Ф.А. В машинописном списке и, естественно, на граните эта ошибка появилась из-за оплошности машинистки. Я обратил внимание Г.И. Завгайло на эту ошибку и высказал мысль, что и первый переписчик в Санкт-Петербурге мог пропустить букву в фамилии.
Поиск адреса дисклокации госпиталя №217 (на некоторых зданиях Зернограда прикреплены мемориальные таблички с номерами госпиталей – 170, 1606, 4168 и др., а вот №217 я не обнаружил) привел в центральную районную библиотеку им. А.С. Пушкина. Кроме того, купил две книги: «Во имя победы. Зерноградский (Мечетинский) район в годы Великой Отечественной войны» и «Край родной. 75 лет Зерноградскому району», в которых обнаружил еще нескольких фамилий воинов из Абхазии (Дочия Родион Павлович, Мелконян Хазар Мелконович, Джикия Варлам Георгиевич), умерших в госпиталях этого города или пропавших без вести в боях за освобождение района от гитлеровской оккупации.
Документально выяснил, что госпиталь №217 сразу после смерти Романа Антоновича перебазировался в станицу Егорлыкскую, расположенную восточнее г. Зернограда. Город Зерноград 28.07.1942 года был оккупирован немецкими войсками. Очевидно, что об отправлении «похоронки» на родину в тех условиях не могло быть и речи.
Узнал я и то, что указанный госпиталь был сформирован в г. Кишиневе 23 июня 1941 года. Функционировал в Дубоссарах, Котовске, Николаеве, Миллерово... Накануне оккупации немцами г. Ростов-на-Дону в Зернограде он находился всего неделю. Этим и объясняется, что на здании, где дислоцировался госпиталь, не установлена мемориальная табличка.
По возвращении в Сухум я связался по телефону с полномочным представителем Республики Абхазия в г. Санкт-Петербурге А.Г. Эфенджяном и передал свою просьбу: уточнить в архиве Военно-медицинского музея МО РФ фамилию воина, о котором идет речь.
Поиск продолжил и в Абхазии. Конджариевцы в Абхазии живут в основном в селе Дурипш и поселке Бзыпта. В выходной день выехал в этот поселок и первым делом посетил мемориал, посвященный павшим воинам. И вот вижу строку на граните: «Конджария Р.А.». В тот день я посетил несколько дворов Конджария в поселке, но представителей старшего поколения дома не оказалось, а молодые, к сожалению, о Романе Антоновиче не смогли ничего сказать.
В начале января сего года я еще раз выехал в Бзыпту и встретился с ветераном Великой Отечественной войны, освобождавшим страны Европы, двоюродным братом Романа Антоновича – Мушни Игнатовичем Конджария.
От него узнал, что Роман Антонович был женат и что его сын Юрий Романович, 1940 года рождения, по профессии инженер, ныне работает научным сотрудником всемирно известного Института атомной энергии им. академика И. Курчатова в г. Обнинске, что у Романа Антоновича – достойные племянники и племянницы, которые живут в п. Бзыпта, Гагре, Пицунде и Сухуме. Посетили мы бывшую усадьбу Романа Антоновича. Дом его не сохранился, но на этом участке живут его сестра Ольга Антоновна, по мужу Лобода, и ее сыновья.
Мушни также рассказал, что сын Романа Антоновича Юрий многие годы занимался поиском сведений о без вести пропавшем отце, но безрезультатно. Я, естественно, решил связаться с Юрием Романовичем и проинформировать о своих поисках.
К поиску адреса и номера телефона Юрия Романовича я подключил главного врача ЦРБ г. Гагра Валентину Николаевну Чачба, а также Рауфа Николаевича Джологуа, Виолетту Конджария. Узнав номер телефона, связался с Юрием Романовичем, рассказал обо всем и предложил, что если он, его двоюродные братья захотят посетить г. Зерноград и возложить цветы на братскую могилу, где захоронен его отец, я могу их сопровождать.
Юрий Романович был очень благодарен и пообещал приехать в Абхазию, чтобы вместе с двоюродными братьями обсудить дальнейшие действия, связанные с этой поездкой, и обязательно встретиться со мной.
Послесловие
В связи с тем, что за тридцать лет со дня открытия мемориала в г. Зернограде появились уточнения и дополнения к списку погребенных воинов, решено изготовить новые гранитные плиты в мастерских г. Ростова-на-Дону. Я обговорил, что по представлению мной документов в списке на граните будет высечено «Конджария Р.А.».
«Никто не забыт, и ничто не забыто». Эти слова Ольги Берггольц подтверждаются вновь и вновь. Вот так сын узнал о месте захоронения отца по истечении 64 лет после его гибели. Да, я не оговорился, сказав «гибели», ибо Р.А. Конджария скончался через нескольких дней от полученного тяжелого ранения, что практически равнозначно гибели на поле брани.
Алексей ГУБАЗ, председатель Абхазского республиканского комитета профсоюза работников промышленности и
коммунально-бытовых предприятий
ЭХО АБХАЗИИ, АПСНЫ ОНЛАЙН, 14.02.2006
|